Звоните! С 10:00 до 18:00
+7(495) 411-96-99
Пишите!
Расчёт online
Международные перевозки грузов Международные автоперевозки на практике ЭПИ – электронное предварительное информирование

Что такое ЭПИ? «Обязательное Электронное предварительное информирование таможенных органов»

      Обязательное Электронное предварительное информирование (ЭПИ, или в просторечии «эпишка») было введено 17 июня 2012 года на основании Решения Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».
Суть в том, что перевозчик, экспедитор или любое другое аккредитованное для этих целей лицо, заранее направляет в таможенные органы уведомление установленного образца с детальной информацией о перевозке и ввозимых на территорию таможенного союза товарах. В свою очередь таможня в качестве подтверждения присваивает этой заявке индивидуальный номер - номер ЭПИ. На самом деле, это есть не что иное как номер MRN (Movement Reference Number) – идентификационный номер перевозки.
Электронное предварительное информирование таможенных органов (ЭПИ) – это создание электронной копии транзитной декларации (ТД), передача в автоматизированную систему с помощью специального ПО и каналов связи, проведение форматно-логического контроля с целью выявления ошибок и несоответствий, регистрация ЭТД и получение уникального идентификационного номера перевозки (УИНП). Электронная копия ЭПИ используется в качестве электронной копии транзитной декларации. Конечным этапом ЭПИ является получение разрешения на таможенный транзит.

Как это работает: ЭПИ?

По прибытии на пограничный пункт таможенного контроля (пункт таможенного оформления ПТО) водитель предъявляет номер ЭПИ (мозолистыми руками протягивает в окошко клочек бумажки с цифирками или сует туда телефон с эсмэской). По этому номеру сотрудник пограничной таможни находит поданное заранее уведомление с информацией о перевозке и ввозимых товарах, сверяет с документами, находящимися на руках у водителя, и в случае отсутствия расхождений или неясностей, производит оформление.
Главная цель всей этой затеи с предварительным информированием таможенных органов – оптимизировать и ускорить процесс оформления грузов при прохождении границы. О результатах можно спорить,  АСМАП даже проводил опрос международных перевозчиков, но однозначного ответа нет.

Очевидно лишь, что на перевозчика или экспедитора ложится дополнительная, при этом очень кропотливая и трудоемкая работа по составлению ЭПИ. Транспортным компаниям которые занимаются международными автоперевозками и у которых более 30 машин приходится держать специального сотрудника который целыми днями долбает ЭПИ, тем перевозчикам и экспедиторам, кто помельче, будет дешевле нанять сторонних декларантов, которые берут за составление ЭПИ мзду, постоянно ошибаются и за это не работают в выходные дни. К тому же они тоже не колдуны и делают ЭПИ на основании документов, которые вы должны им прислать.
Ежу понятно, что ничего принципиально сложного в самом процессе составления ЭПИ нет, и любой дурак может слепить ЭПИ, просто существует множество нюансов и мелких заковырок, которые приходится учитывать чтобы машина не стояла на границе и груз приехал вовремя.

Варианты составления ЭПИ?

В настоящее время используются по меньшей мере, две системы электронного предварительного информирования:

  1. Российская, разработанная ФТС России, предназначена для информирования исключительно таможенных органов Российской Федерации. Находится по адресу http://95.128.178.6/ed/
  2. Международная MCAT TIR-EPD, созданная и поддерживаемая Международным союзом автомобильного транспорта The International Road and Transport Union (IRU).

Обязательное Электронное предварительное информирование таможенных органов

 

Поскольку большинство международных автоперевозчиков, которые работают с Европой и входят в таможенный союз через Беларусь, используют систему TIR-EPD, стоит рассмотреть ее подробнее. Портал предварительного электронного информирования расположен по адресу http://tirepd.org/ и доступен на разных языках, в том числе на русском. Регистрация происходит через посредничество регионального представителя IRU где прописан перевозчик: для российских международных перевозчиков это АСМАП. Само собой разумеется, что необходимым условием для подачи ЭПИ через сервис TIR-EPD является перевозка, осуществляющаяся по книжке МДП (Carnet TIR).

Практика составления ЭПИ?

В целом, составление и подачу ЭПИ через сервис TIR-EPD, можно условно разделить на две части: предоставление сведений о перевозке и предоставление сведений о товарах. Первую часть можно назвать технической: она редко вызывает какие-либо затруднения. Вам последовательно предстоит указать:

  • номер вашей книжки МДП и срок ее действия
  • номер страницы ТИРа (номер страницы с которой начинается тир)
  • страну, куда направляется ЭПИ (как правило, это первая на страна Таможенного союза, через которую машина собственно входит на его территорию. Для перевозки из большинства стран ЕС это Беларусь. Для перевозки из Скандинавии – Россия)
  • пограничный переход на входе в Таможенный союз
  • Страну назначения: куда собственно едет груз
  • Таможенный пост в стране назначения, где будет проходить растаможка. (Если таможенных постов несколько при подаче ЭПИ указывается первый по очередности)
  • Номера государственной регистрации тягача и прицепа
  • Номера VIN тягача и прицепа.

Пример: составления ЭПИ?

Вы везете груз из Германии в РФ, через Белоруссию. Страной, куда вы направляете ЭПИ, соответственно, будет Белоруссия. Пограничный переход — один из нескольких на польско-белорусской границе, скажем, Козловичи или Берестовица. К моменту прибытия в Беларусь ваша книжка МДП будет начинаться с третьей страницы (P3): первую страницу (Р1) оторвали в Германии при открытии книжки МДП, вторую (Р2) в Польше при выезде из ЕС. В России у вас две таможни: первая в Екатеринбурге, вторая в Шадринске. В качестве таможни назначения вы указываете таможенный пост «Орджоникидзовский» в Екатеринбурге. Затем добавляете информацию о транспортных средствах и все - с первой частью покончено.
В качестве альтернативного варианта: вы едете из Италии через Украину и Белоруссию в Россию. Страной, куда направляется ЭПИ остается Белоруссия, так как Украина в Таможенный союз не входит. В качестве пограничного перехода теперь нужно будет указать один из переходов на украинско-белорусской границе, например, Мокраны. По прибытии в Белоруссию книжка МДП будет начинаться уже не с третьей (Р3), а пятой (Р5) страницы: первая страница оторвана в Италии при затаможке, вторая в Венгрии на выходе из ЕС, третья – на входе в Украину, четвертая – на выезде с Украины.
Как видно, вариантов оформления первой части ЭПИ не так много, ошибиться, при том что вы располагаете всеми требуемыми данными, практически нельзя. С информированием о перевозимых товарах все несколько сложнее. Здесь приходится иметь дело с таможенными кодами ТН ВЭД, описанием товаров, развесовкой, стоимостью. Указанные в ЭПИ сведения ни в коем случае не должны расходиться с данными в сопроводительных документах: инвойсах, упаковочных листах, CMR-ках и книжке МДП. Ошибка почти всегда означает переделку ЭПИ и задержку на таможне.

Что нужно уяснить при составлении ЭПИ?

  1. Нужно себе сразу уяснить: страна отправления и страна назначения берутся из книжки МДП (ТИРа). Не важно, откуда прибыл груз и где вы его подобрали: он может прибыть из королевства Лесото, а подобрали вы его в Андорре – если вы открыли ТИР в Польше, страной отправления будет Польша.
     
  2.  Пожалуй, самое важное: товарных позиций у вас будет ровно столько, сколько таможенных кодов. То, что товары с этими кодами упакованы вместе и идут по одному инвойсу, от одного отправителя к одному получателю, ничего не меняет. Если у вас пятнадцать кодов, забивать придется все пятнадцать.
     
  3.  Собственно о кодах. Нужно помнить, что в ЕС используются восьмизначные коды, а в РФ десятизначные – то есть код ЕС + расширение в две цифры. Всегда есть соблазн добавить на автомате к ЕС-коду два ноля, типа пустышки. Зачастую это срабатывает, однако, делать так все же стоит. Прежде всего, потому, что для конкретного кода расширения «00» может просто не существовать и ваш конечный код окажется неверным.
    Обойти это затруднение можно, забив в поиск по коду восьмизначный код (базовое значение) и в раскрывшемся списке посмотреть, какие у него есть расширения. У каждого из расширений имеется свое описание. Выбирается то из них, которое наиболее подходит к вашему товару. Разумеется, чтобы ориентироваться в описаниях, неплохо бы знать (и не в общих чертах, а точно), что вы везете. В случае если разобраться не получается, выбирается наиболее общее, остаточное, описание - «прочие детали/продукты и тд.» - зачастую это расширение «09». Однако же, нужно помнить, что каждому коду ТН ВЭД соответствует своя таможенная пошлина, поэтому, выбирая расширение, никогда не лишне сообщить о своем решении грузополучателю. В принципе, получатель или представляющий его экспедитор сам изначально должен знать, какому десятизначному коду соответствует их товар, и сообщить его заранее. Практика, однако, показывает, что лишь немногие следуют этому правилу.
     
  4. На приведенном выше примере видно, каким большим подспорьем может оказаться описание при выборе правильного кода ТН ВЭД. Тем не менее, при составлении ЭПИ описание очень важно само по себе. У вас может быть указан абсолютно верный таможенный код, но если описание товара в ЭПИ окажется – или покажется таможеннику – недостаточно информативным, вас не оформят до тех пор, пока вы не предоставите так называемое «конечное описание товара».
    Это отдельный документ на бланке отправителя/получателя с подписью и печатью, в котором дается детализированное описание товара и области его использования с указанием всех прилагающихся сопроводительных документов: книжки МДП, CMR, инвойсов и проч. Чтобы сделать такой документ, необходимо время. А теперь представьте, что вашу машину отказались оформлять в Белоруссии и требуют «конечное описание». Время пять часов дня. Получатель находится в Челябинске, где уже сильно вечер. В итоге оформление будет только завтра. Потерян день. Лениться и экономить на описании при составлении ЭПИ не стоит. Ни в коем случае нельзя тупо копировать описание из ТН ВЭД – это скорее описание кода, под которым декларируется ваш груз, но не самого груза. Лучше взять описание из инвойса или сопроводительных документов. Если же и там все невнятно, под рукой всегда интернет. У большинства производителей есть сайты, где товар можно найти по названию и понять что к чему. В конце концов, товары, которые вы ввозите, очень редко являются эксклюзивом: их уже ввозили до вас и продавали на российском рынке, и даже выкладывали в сеть описания на русском.
    Иногда ввозится сложное малопонятное оборудование, дать нормальное описание которого может только специалист. В этом случае стоит сразу, не ломая понапрасну голову, обратиться к получателю/отправителю, чтобы он предоставил необходимую информацию.
    Однако (и к сожалению) нет никакой гарантии, что даже самое ясное описание товара будет понято таможне. «Вы везете картриджи для принтеров? – Непонятно как-то, пож-ста, пришлите отдельное описание. - Рентгеновский стол… Что за стол такой? Для рентгена, это как? Пожалуйста подайте описание. Стулья с подлокотниками? Штуцеры для шлангов? Фаллоиммитаторы, лубриканты и наручники для игр? А вот здесь поподробнее». При этом «лизиметрическая станция» (кто скажет навскидку, что это такое?) день назад не вызвала никаких вопросов. Ходят слухи, что способность к пониманию описания груза притупляется у таможенников, когда ЭПИ насчитывает большое количество кодов ТН ВЭД. При этом одной смене может быть неясно одно, а их сменщикам уже что-то другое, благо кодов много. Бывает и так, что большая, на 17 кодов, «эпишка», на которую вы потратили более 2 часов времени, выверяя коды и описания, вдруг оказывается кругом невнятной, и надо обязательно пойти к декларантам. Они сделают за «небольшие» деньги новую ЭПИ, настолько ясную, что понять ее можно даже не читая. Замечено также, что понимание описаний, представленных в ЭПИ, ослабевает на выходных, как раз тогда, когда на работе никого нет и выслать требуемые пояснения на таможню некому.
  5. Помимо кодов ТНВЭД и описания груза, не меньшее значение имеет правильное соответствие веса, стоимости и количества мест. Аксиома: каждому коду ТНВЭД свой вес брутто, своя стоимость и свое число мест. Суммарный итог должен сходиться с данными в книжке МДП.

Чтобы дать в ЭПИ правильную разбивку по кодам, весу, стоимости и местам, придется работать с инвойсами, пакингами и CMR. Это, пожалуй, даже утомительней, чем возня с описаниями. Тот, кто составляет товаро-сопроводительные и экспортные документы меньше всего думает о том, кто и как потом будет делать ЭПИ. Зачастую к грузу идут несколько инвойсов, и в каждом товары с разными кодами ТН ВЭД указаны вперемешку. Бывает и так, что в инвойсах кода ТН ВЭД нет, и товарной позиции сопутствует только название или краткое описание. Иногда для каждого кода уже дан вес нетто и вес одной паллеты, на которой все они упакованы. Случается, что товары одного кода раскиданы по нескольким паллетам (местам). Поэтому, если у вас много кодов, для экономии сил и времени лучше еще до начала составления ЭПИ запросить от получателя или отправителя так называемую «разбивку»: код-вес-количество мест-стоимость. Но даже если на руках готовая разбивка, может возникнуть сложность с указанием количества мест в ЭПИ.


Необходимо четко помнить, что количество мест – это то, сколько мест указано в ТИРе. Товар может быть упакован в 80 коробках, которые в свою очередь размещены на 4 паллетах. О том, какое именно число мест указывать в ТИРе, решается в момент его оформления. После этого никакие варианты невозможны. Если в ТИР указано 4 паллеты, то в ЭПИ тоже будет 4 паллеты, а не 80 коробок. Сервис TIR-EPD пока не дает дробить места: их число должно быть обязательно целым.

Например, на одно место, скажем, паллету приходится несколько кодов. В ЭПИ можно указать только 1 место = 1 код. Как быть с остальными? Если произвольно прибавлять количество мест, тогда их число в ЭПИ будет большим, чем в книжке МДП. Можно обойти это затруднение, если в строке «упаковка» выбирать «неупакованный или нерасфасованный груз». Количество мест в этом случае указывать не нужно, но вместо этого обязательно указать количество штук, которое в свою очередь можно найти в инвойсе. Если количество штук неизвестно, то просто прибавляйте: один код = одно место.


И напоследок. Всегда при составлении ЭПИ надо обращать внимание не только на величину суммы, но и валюту инвойса. В одной ЭПИ у вас могут быть инвойсы в Евро, долларах и швейцарских франках. Ошибка, обычно из-за невнимательности, ведет к переделке ЭПИ. Отправитель и получатель должны быть те же, что в CMR и инвойсах. В пункте «прилагаемые документы» достаточно указать CMR и инвойс. При этом, если товарная позиция фигурирует в нескольких инвойсах, например в 10, указывается каждый.

Перед тем как указывать данные водителя можно еще раз сверить данные, введенные в ЭПИ с книжкой МДП. Для этого выбирается «формат для печати». Сразу нужно обратить внимание на 2 страницу печатной версии ЭПИ, где сведена суммарная информация по количеству товарных позиций (читай кодов ТН ВЭД), общему весу брутто и количеству мест. Именно она должна точно совпадать с книжкой МДП. Возможные расхождения – лишний повод для таможенника «покопаться» в ЦМР на предмет ошибок.

Из официальных источников – по мнению чиновников

Использование электронного предварительного информирования, помогает совершать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на Государственной границе.
В настоящее время основная составляющая временных затрат на осуществление таможенных формальностей связана с отсутствием у перевозчика в пунктах ввоза на границе необходимых сведений о товарах, разрешительных документов, необходимых сведений в электронном виде, а не с самой процедурой таможенного оформления.
Одним из способов сокращения времени пересечения границы является представление таможенным органам в пунктах ввоза предварительной информации о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
В настоящее время организация информационного взаимодействия осуществляется по двум направлениям:

  1.   с лицами, заинтересованными в представлении предварительной информации (таможенный представитель, перевозчик, экспедитор, получатель, отправитель товаров, иные лица, связанные с перемещением товаров);
  2.   с таможенными службами иностранных государств на основании заключаемых с ними соглашений.

Документы на основании которых требуют ЭПИ:

  • Статьи 42, 158, 182, 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).
  • Соглашение о представлении и обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21 мая 2010 г. (далее – Соглашение).
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» (далее – Порядок).
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (далее – Решение КТС)
  • Приказ ФТС от 26.05.2011 № 1067 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении» (далее – Инструкция) (для Российской Федерации).

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Надбавки к фрахту. Маркировка контейнеров. Термины.

Экспедирование контейнеров в порту Котка составляет Euro 380, в них включены локальные расходы: THC/D Euro 110, Release Euro 70, Harbor due Euro 45, Docs fee Euro 90, EDI Euro 25, AREX Euro 20, MRN Euro 20. Что это за кракозябры? Как понять транспортные коды? Аббревиатуры и сокращения для контейнерных перевозок.

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных  – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).