Звоните! С 10:00 до 18:00
+7(495) 411-96-99
Пишите!
Расчёт online
Международные перевозки грузов Чулан Платные дороги в Европе и России

 

Платные дороги

Налоги и сборы с грузовых автомобилей. Европейский и российский опыт

 

Стоимость дорог в Европе

Единой системы дорожных сборов в Европе не существует, но на уровне ЕС действует Директива 2006/38/ЕС, содержащая общие требования к платежам за использование дорожной инфраструктуры в отношении грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т. Этот нормативный документ заменил Директиву 99/62, которая предусматривала сборы с транспорта только с разрешенной максимальной массой более 12 т.

 

Дифференциация размера оплаты может производиться в зависимости от времени суток и дня недели, а также технических характеристик автомобилей – в первую очередь их экологического класса и количества осей у транспортного средства. Эта директива регулирует сборы за движение по дорогам, входящим в общеевропейскую дорожную сеть. Сборы за движение по остальным дорогам страны ЕС могут регулировать самостоятельно.

 

Разные подходы европейских стран для взимания платы с грузовых автомобилей

В Европе существует три следующие основные системы взимания дорожных сборов.

 

Временные системы (user charge — «евровиньетки») используются в Нидерландах, Бельгии, Швеции, Дании и Люксембурге еще с 1995 года. «Евровиньетки» представляют собой специальные наклейки на лобовое стекло. Они позволяют пользоваться автомагистралями на территории всех стран, заключивших это соглашение, в течение определенного срока (от одного дня до года). С 2012 года минимальный тоннаж автомобилей, с которых взимается сбор, был снижен с 12-ти до 3,5 тонны. Дифференциация платежей также зависит от количества осей и экологического класса автомобиля.


Дистанционная матричная система. При въезде/съезде на каждый платный участок дороги установлены шлагбаум и касса, которая принимает оплату. Матричная система оплаты используется во Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции. Сети автомагистралей этих стран были переданы в управление частным компаниям, взимающим сборы, еще несколько десятилетий назад. В их числе – компании ASF, SAPRR (Франция), Autostrade per l'Italia SpA (Италия), Abertis (Испания) и др.
Тарифы определяются контрактами, заключенными между операторами и государством, и отличаются на разных магистралях. Эта система охватывает все транспортные средства, включая мотоциклы. Дифференциация по классам выбросов здесь не применяется.

 

Система, основанная на пройденном расстоянии (toll). Такая система оплаты дорог используется в Германии, Австрии и Швейцарии, она применяется к грузовикам массой свыше 3,5 т. При этом в Германии и Швейцарии плата также зависит и от экологического класса автомобилей. По аналогии с этой методикой создавалась и российская система «Платон».
Введение данной системы привело к сокращению пробега тяжелых грузовиков, который непрерывно рос в течение трех предшествующих десятилетий. Логистические и транспортные компании предприняли дополнительные усилия по повышению эффективности своей работы: сократились холостые пробеги, началось улучшение экологических характеристик используемых автомобилей. Кроме того, произошло перенаправление потоков в пользу дорог, плата на которых не взимается, что разгрузило основные магистрали.

 

Часть европейских государств пока не ввела дорожные сборы.

 

 

Влияние опыта ЕС на Россию

При подготовке законопроекта о введении платы для возмещения вреда федеральным дорогам в России тоже рассматривался вариант использования виньеток. Причиной отказа от него стали опасения появления поддельных виньеток, а также невозможность дальнейшей интеграции в электронные системы учета дорожного трафика. В результате был выбран самый прогрессивный, но в то же время дорогостоящий и сложный вариант – оплата по километражу.

 

Недостатком всех без исключения систем оплаты за использование дорог грузовыми автомобилями является то, что при расчете тарифа они не учитывают вес груза, а ведь именно он вносит гораздо более существенный вклад в нанесение вреда дороге, чем собственная масса автопоезда. Средний пятиосный автопоезд сам весит около 15 т, а груз, который он перевозит, – 20-25 т.
На сегодня ни одна из действующих систем оплаты за дороги в странах Евросоюза и в России не учитывает вес грузовика вместе с грузом.
По словам разных специалистов, разрушающее воздействие на дорогу от тяжелых грузовиков пропорционально четвертой степени осевой нагрузки. У грузовика давление на дорогу на каждой оси примерно 5 тонн. А у легковой машины примерно 0,5 тонны, и получается, что грузовик приносит дороге в 10 тыс. раз больше вреда, чем легковой автомобиль.

 

 

Налоги и акцизы на топливо и грузовые автомобили

 

Транспортный налог

Государств, в которых транспортный налог зависит только от мощности двигателя, как это сделано в России, сейчас почти не осталось. Развитые страны в налогообложении сделали упор на влияние, которое автомобили оказывают на окружающую среду, стимулируя владельцев переходить на более экологичный транспорт.

 

В Германии транспортный налог зависит от максимально допустимой массы автомобиля: каждые 200 кг обходятся владельцам в 11,25 евро в год.
Таким образом, за грузовой автомобиль с максимально допустимой массой 40 т владелец заплатит 40000/200 х 11,25 = 2250 евро, или примерно 164250 руб.
При этом существенные выплаты приходятся на объем выбросов СО2. В случаях, когда автомобиль выделяет менее 95 г газа на километр пробега, оплаты вообще нет, но сверх этого каждый грамм выбросов обходится в 2 евро.

 

Во Франции система аналогичная немецкой, только вместо объема двигателя автомобиля в расчет берется его мощность, а налог на выбросы СО2 начинается с 130 г. При этом формула транспортного налога остается неизменной на протяжении 20 лет, меняются только коэффициенты.

 

В Великобритании единой формулы не существует. Агентство DVLA, отвечающее за регистрацию автомобилей, самостоятельно определяет размер налогообложения конкретных моделей, ориентируясь на тип и объем двигателя, уровень выбросов газа и возраст автомобиля.

 

Самые значительные расходы несут автовладельцы в Дании. Здесь транспортный налог оплачивается при покупке автомобиля, составляя 105 %, если его цена меньше определенной суммы (около $18 тыс.), и 180 % при более высокой стоимости. Благодаря этому средний объем выбросов одного автомобиля в Дании самый низкий в Европе, а значит, система работает.

 

В России давно идут разговоры о необходимости учета экологичности автомобилей, но пока размер транспортного налога по-прежнему зависит только от мощности двигателя. В результате в России размер транспортного налога зависит от региона, в котором грузовик зарегистрирован, и от мощности двигателя автомобиля. В Москве, например, он установлен в размере от 15 до 70 руб. за 1 л. с. Так, владелец стандартного тягача с двигателем мощностью 400 л. с. платит в Москве 400 х 70 = 28 тыс. руб. год.
Средний пробег грузового автомобиля в России в год составляет 100–130 тыс. км. Если раньше транспортный налог в России поступал в специальный Дорожный фонд и эти средства расходовались на строительство и поддержание в нормальном состоянии дорожной сети, то сейчас он просто зачисляется в региональные бюджеты и нередко идет на латание дыр. В настоящее время сумма средств, поступающих в регионы в результате сбора транспортного налога, составляет около 180 млрд руб.

 

Акцизы на бензин в Европе и в России

Стоимость топлива складывается из его себестоимости, акциза (налога на энергию), НДС и налога на прибыль.
В Европе акциз в несколько раз выше, чем в России. В некоторых странах величина акциза превышает стоимость бензина на российских заправках.
В Германии, например, стоимость 1 л бензина – 1,3 евро. При себестоимости 1 л бензина 0,343 евро акциз составляет 0,6545 евро, или 50,35%.
В России стоимость 1 л бензина 36 руб., из которых 4 руб., или 11,11 %, – акциз.
В Европе акциз в несколько раз выше, чем в России. В некоторых странах величина акциза превышает стоимость бензина на российских заправках.
В настоящее время сумма ежегодных поступлений в бюджет РФ в результате сбора акциза на бензин составляет около 400 млрд рублей.
Нередко эксперты обращают внимание на то, что в стоимость бензина в России включены НДС, НДПИ, а также налог на прибыль нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Но НДС существует и в ЕС, причем его размер доходит до 25%.

 

Платные дороги в Германии

20 сентября 2002 года правительство Федеративной Республики Германии (Bundesregierung) приняло важное для всей страны решение и опубликовало соответствующее распоряжение. Оно касалось введения для дорог которые относятся к категории Bundesfernstraßen (Federal Trunk Roads) или же Motorways специального дорожного сбора для грузового транспорта LKW-Maut, размер которого зависел от пройденного им расстояния. Немецкое правительство также определило, на каких именно трассах на территории Германии будут введены такие дорожные сборы.

По прогнозу министерства инфраструктуры Германии (Bundesministerium für Verkehr, Bau und Stadtentwicklung BMVBS) уже с 2003 года протяженность платных участков на немецких автострадах должна была составить около 12 тыс. км. Решение о введении оплаты на том или ином участке пути принимает исключительно правительство Германии. Называется система ELECTRONIC HGV (Heavy Goods Vehicle) TOLLING SYSTEM. Оператором для взимания платы была выбрана компания Toll Collect GmbH с главным офисом в Берлине. Это частная компания, совладельцами которой являются такие гиганты, как Deutsche Telekom AG, Daimler Financial Services AG и Cofiroute SA. Оператор обслуживает систему, занимается сбором оплаты и регистрацией участников движения. Собранные средства передаются заказчику системы, то есть Bundesministerium.

Система «Toll Collect» (www.toll-collect.de), в которую были вложены гигантские суммы, в настоящее время охватывает практически все дороги Германии, а ее контроль с полным основанием можно назвать тотальным – через бортовые блоки на грузовиках, специальные стационарные рамки над дорогой с датчиками фиксации и сотни мобильных пунктов контроля. На наш взгляд, немцы выстроили самую сложную, совершенную, масштабируемую и технически грамотную из всех известных систему сбора средств с грузовых автомобилей.

Немецкая система «Toll Collect» была введена в эксплуатацию со значительной задержкой – лишь с 1 января 2005 года, и сразу вызвала немало критики. А наладить работу всех сервисов в полном объеме ей удалось только с 1 января 2006 года.

Тем не менее уже в 2005 году правительство Германии получило от системы 2,6 млрд евро платы с грузовых автомобилей, в 2011 году – 4,5 млрд. Система «Toll Collect» приносит своим владельцам примерно 15 % от суммы собираемых ею платежей, что составляет примерно 650 млн евро ежегодно.

Некоторые граждане Германии восприняли это нововведение как покушение на один из основных символов немецкой государственности – знаменитые немецкие автобаны. Власти этой страны, однако, здраво рассудили, что символ тоже нуждается в защите и постоянном поддержании его работоспособного состояния, а потому ввели плату за километр пройденного расстояния для компенсации причиненного грузовым автомобилем ущерба. Первоначально плата взималась только с автомобилей собственной массой от 12 т, но с 1 октября 2015 года действие системы было распространено и на грузовые автомобили собственной массой от 7,5 т.

 

Сколько стоит проезд по платным дорогам в Германии для грузовых автомобилей?

В отличие от аналогичных систем оплаты в других странах «Toll Collect» учитывает не только собственную массу грузовых автомобилей, которые попадают под ее действие. В Германии оплата рассчитывается также с учетом количества осей в грузовике и экологического класса.

Оплата дорог в Германии складывается из двух частей: расходы на инфраструктуру + дорожный сбор. Так, за стандартный грузовой автомобиль с пятью осями экологического класса Евро-6 оплата составит 0,135 евро + 0 евро = 0,135 евро/км, а за такой же автомобиль при экологическом классе Евро-0 оплата составит 0,135 евро + 0,083 евро = 0,218 евро/км. В итоге за путь от Берлина до Мюнхена (протяженностью 645 км) 5-осный грузовик Euro 6 заплатит 87 евро, а 5-осный грузовик Euro-0 – уже 140 евро. Разница составляет значительную сумму в 53 евро. За год средний немецкий грузовик проходит примерно 150 тыс. км. При этом разница в оплате при минимальном и максимальном экологическом классе грузовика составит за год 12'450 евро.

 

Как осуществляется контроль за грузовиками в Германии?

Контроль на дорогах Германии Система контроля служит для подтверждения получения денег за использование платных дорог. Органом контроля является Bundesamt fur Guterverkehr (BAG). За техническую сторону отвечает оператор компания «Toll Collect». Контроль за прохождением грузовых автомобилей в системе «Toll Collect» осуществляют с помощью мобильных пунктов контроля либо стационарных устройств, установленных на дорогах (П-образные опоры – ворота или контрольные рамки). Для автоматического контроля используются: блок «OBU», смонтированный на грузовике, и контрольные рамки над дорогой с установленными видеокамерами, инфракрасными приемниками и лазерными датчиками. Данные о проехавшем через рамку автомобиле сразу передаются в контрольный центр «Toll Collect». В Германии уже к 2005 году на ключевых точках дорог было установлено 300 П-образных контрольных рамок, в среднем через каждые 80 км пути. Точность определения координат бортового блока «OBU» в системе GPS и GSM доведена до нескольких метров. В критически трудных и перегруженных точках установлены дополнительные технические средства, так называемые столбики-указатели точных координат (маяки). Это дает возможность еще более точного определения местонахождения грузовика.

 

Как пользоваться платными дорогами в Германии?

Существует три возможности использования системы «Toll Collect» и внесения платы за проезд:

  • вручную через терминал;
  • через интернет;
  • автоматический способ.

Ручной способ использования системы «Toll Collect»

Ручной способ оплаты разработан для тех пользователей немецких дорог, которые редко пользуются платными участками. Для этого было установлено около 3500 ручных терминалов. Используя терминал, водитель должен ввести данные своего транспортного средства и выбрать на карте необходимые ему платные участки трассы, вводя пункт начала маршрута, конечный пункт маршрута и, если необходимо, важные пункты на трассе (например, места остановок).

Введение данных занимает около 2–5 минут, после чего водитель получает на руки распечатанный документ (билет), который регистрируется в базе данных «Toll Collect». Что важно, кроме маршрута водитель указывает планируемое время поездки – «временной коридор». Это сделано, чтобы избежать двойных проездов по одному билету. Временной коридор рассчитывается системой автоматически, система учитывает актуальные пробки, запланированные остановки, и что очень важно, режим труда и отдыха водителей.

Для облегчения использования терминалов и сокращения времени получения билета можно предварительно зарегистрировать транспортное средство на сайте «Toll Collect». В результате регистрации, которая осуществляется бесплатно, каждое транспортное средство получает специальную карту с записанными данными (среди них: регистрационный номер, экологический класс, количество осей). Использование карты для терминала сокращает время ввода необходимой информации, и процедура фактически сводится лишь к указанию маршрута поездки.

Данные, которые ошибочно введены в терминал, можно аннулировать или изменить. Если маршрут поездки меняется или водитель вообще отменяет поездку по заказанному участку, следует найти ближайший терминал и внести изменения. С этой целью водитель должен провести так называемый «stornierung», то есть аннулирование раннее оплаченной поездки – и деньги за поездку будут возвращены.

В случае временного закрытия определенных участков дорог и объездов водитель должен самостоятельно внести изменения в маршрут. Если водитель «проедет» нужный съезд и автомобиль окажется за оплаченным участком – это нарушение. Водитель имеет возможность докупить билет на уже пройденный участок на ближайшем терминале.

Терминалы принимают для оплаты:

  • топливные карты;
  • кредитные карты;
  • наличные.

Использование системы «Toll Collect» через интернет

В случае использования терминала регистрация необязательна (она может только ускорить или облегчить процесс), а вот при оплате через интернет регистрация транспортного средства обязательна. Маршрут движения грузовика может планироваться и корректироваться работником транспортной компании в офисе. Это полностью разгружает водителя и очень легко выполняется.

 

Основной способ использования системы «Toll Collect» – автоматическая система

Автоматическая система «Toll Collect» предназначена для тех пользователей, которые часто и регулярно пользуются платными участками дорог в Германии. Основой этой системы является установка на грузовом автомобиле специального бортового устройства ON-BOARD UNIT (OBU).

внутренний блок грузовика для контролья оплаты дорог в Германии OBU содержит следующие модули:
  • датчик спутникового сигнала GPS для автоматического определения местоположения, т. е. географических координат (в немецкой системе сигнал GPS для расчета пройденного расстояния не используется);
  • инфракрасное устройство связи. (связь по инфракрасному лучу в стандарте Infrared DSRC (Infrared Dedicated Short Range Communications microwave 5.8 GHz band – инфракрасная выделенная связь ближнего действия) позволяет передавать информацию со скоростью 1 мегабит в секунду на расстояние около 10 м, используется для связи с опорными маяками и при проезде через контрольную рамку, чтобы определить, зарегистрировано ли транспортное средство в системе автоматического взимания платы за проезд, и если зарегистрировано, то проверяет исправность OBU и то, что оно правильно активировано);
  • гироскопическое устройство;
  • интерфейс для связи с тахометром для вычисления пройденного пути;
  • передатчик сотовой связи GSM, который служит для отправки данных из блока OBU в центр обработки «Toll Collect»;
  • электронная карта всех дорог Германии с указанием точек въезда на платные участки дорог;
  • интерфейс водителя для настройки параметров, таких как количество осей грузовика.

Бортовое устройство OBU регистрирует пройденный участок платной дороги и отправляет время от времени накопленную информацию с помощью сотовой связи (GPS) в центр расчетов «Toll Collect», где и начисляется оплата.

Для более надежной работы (точного и быстрого определения координат) OBU оснащен электронной памятью, в которую записана карта всех автомобильных дорог Германии.

Как только водитель повернет ключ зажигания бортовое устройство включится автоматически, при этом водитель не имеет возможности самостоятельно отключить устройство. На его дисплее устройства высвечиваются данные грузовика: государственный регистрационный номер, число осей, класс токсичности выхлопов двигателя. Водитель самостоятельно может изменять только число осей (оно может меняться в зависимости от того, имеется или нет прицеп), остальное можно изменить только в уполномоченном техническом центре.

Когда автомобиль трогается, GPS автоматически определяет координаты, регистрирует дорогу, на которой находится автомобиль. Координаты определяются настолько точно, что система сразу знает, находится ли автомобиль на платном участке или на параллельно расположенной бесплатной дороге. Это происходит при постоянной сверке поступающих данных со спутника с цифровой картой автодорог из электронной памяти OBU. Когда прибор регистрирует момент въезда на платную трассу, то сразу же передает сигнал в расчетный центр «Toll Collect».

Автоматическая система взимания платы за дороги гораздо удобнее для водителя и работников офиса транспортной компании, потому что человеку за рулем не надо постоянно останавливаться для покупки билета или изменения маршрута, он не тратит на это драгоценное время режима труда и отдыха. Не нужен и специальный работник в офисе, который следит за маршрутами движения грузовиков.

 

Получение и установка бортового устройства ON-BOARD UNIT (OBU)

Для получения устройства OBU необходимо зарегистрироваться в системе «Toll Collect» и физически получить по почте идентификационные карты. После их получения следует договориться о дате установки устройства, связавшись с сервисным центром, который сотрудничает с «Toll Collect» и имеет соответствующий сертификат.

Устройство вам дадут бесплатно, но его установка в сервисном центре обойдется примерно в 50–100 евро, в зависимости от аппетита его сотрудников. Время установки OBU – 4 часа. Устройство при этом остается собственностью «Toll Collect». Если оно окажется ненужным (например, в результате аварии либо продажи автомобиля), то должно быть демонтировано сертифицированным сервисным центром «Toll Collect» и возвращено (или установлено в другом транспортном средстве).

Если устройство не работает, оно сообщает водителю о поломке. Если автомобиль находится в движении, то водитель обязан в случае поломки устройства оплатить вручную через терминал соответствующий размер сбора за проезд при первой же возможности.

 

Система расчетов «Toll Collect»

Используя автоматическую систему или работая через интернет, транспортная компания получает счет, похожий на телефонную детализацию. В нем указаны подтвержденные случаи снятия оплаты со счета за каждый пройденный участок дороги в форме таблицы, в которой указаны все участки пройденных по платным дорогам маршрутов.

Существует несколько вариантов расчетов транспортных компаний с системой «Toll Collect»:

  • авансовый метод: банковский перевод на счет «Toll Collect» и поддержание достаточного баланса средств на лицевом счету; разновидность авансового метода, при котором баланс пользователя системы пополняется автоматически списанием с банковского счета владельца автотранспорта в установленные даты, например каждое 14–е или 30–е число месяца; такой метод оплаты позволяет избежать ситуаций, когда деньги на лицевом счету закончились, грузовики вынуждены простаивать, а бортовое устройство после пополнения баланса требуется перезагрузить;
  • кредитная карта;
  • счета оплачивает топливная компания, которая потом перевыставляет эти счета транспортной компании и берет за это комиссию;
  • постоплатный метод LogPaу: для этого владельцу грузовых автомобилей необходимо заключить контракт с банком DVB Bank S.E., а деньги списываются с банковского счета на основании счета от «Toll Collect»; метод удобный, но доступен только перевозчикам  с высоким кредитным рейтингом.

 

Как работает «Toll Collect»?

Приближение грузовика к контрольным воротам (рамке) регистрируют датчики приближения, после этого активируется связь с грузовиком по инфракрасному каналу. Инфракрасным лучом рамка «опрашивает» проезжающие машины и выясняет, работает ли их OBU, начисляется ли плата за проезд. Рамка передает полученные данные в офис контроля «Toll Collect». Эти данные сравнивают с записями, хранящимися в базе данных.

Если от OBU нет отклика или сигнал сообщает о неисправности устройства, значит, что-то не работает либо грузовик не оборудован автоматической системой оплаты «Toll Collect», и его надо учесть другим способом. Для этого на рамке смонтирована цифровая телекамера высокого разрешения, фиксирующая государственный регистрационный номерной знак автомобиля, а на уровне колес поперек дороги пропущен лазерный луч, подсчитывающий число осей транспортного средства. Аппаратура проверяет, совпадают ли реальные данные с номером и с числом осей в памяти OBU. Если нет, снимок такого автомобиля сохраняется в памяти, и в дальнейшем водителя остановит полиция и будет с ним разбираться.

Во время контроля всегда производится оптическая классификация транспортного средства. Полученные данные сравнивают с данными, хранящимися в контрольном центре, которые были указаны при регистрации, это очень важно для расчета тарифа дорожных сборов.

Передвижные контрольные пункты являются дополнением к постоянным контрольным рамкам и производят дополнительный выборочный контроль автомобилей.

Штраф за проезд без должного дорожного сбора составляет от 350 до 20 тыс. евро.

 

Система «Toll Collect» работает также и на дорогах Австрии – это сервис TOLLTOGO. Для проезда по платным дорогам Германии и Австрии достаточно одного бортового устройства, но счета за пройденное расстояние выставляет отдельно оператор каждой страны.

 

 

Платные дороги в Австрии

В Австрии также создан дорожный оператор – государственная компания ASFINAG, которая тем не менее не получает финансовых субсидий из национального бюджета. Все полученные средства она направляет на строительство, обслуживание и обеспечение безопасности на дорогах.
Все транспортные средства более 3,5 т. (грузовики, автобусы, передвижные прицепы) оплачивают проезд по платным дорогам и туннелям, используя бортовое устройство. Чтобы получить устройство, владелец автотранспорта сначала регистрируется на портале системы, получает доступ в личный кабинет и к лицевому счету, затем регистрирует автомобили. Получить бортовое устройство можно затем на любом пункте выдачи, оплатив символический регистрационный взнос – 5 евро.
Оплатить проезд по платным дорогам и пополнить баланс лицевого счета можно на пунктах выдачи бортового устройства либо на портале через сервис Go Direct.

  • Если владелец выбирает авансовый метод оплаты, он должен поддерживать баланс лицевого счета в пределах от 75 до 500 евро. Пополнить баланс можно дебетовой, кредитной или топливной картой. Стоимость услуг по проведению платежа – 5 евро.
  • При постоплатном методе владелец автотранспорта получает счет за фактически пройденное расстояние. Оплатить счет можно, как и при авансовом платеже, кредитной или топливной картой. Стоимость услуг процессингового центра – 5 евро.
  • А можно воспользоваться сервисом Go Direct на портале, который формирует счета за неделю, две недели или месяц, исходя из фактически пройденного расстояния. Деньги автоматически списываются с банковского счета пользователя, привязанного к системе, автоматически в указанный владельцем счета день.
  • Преимущество последней модели оплаты в том, что система ежегодно возвращает 0,3 % от любой оплаченной суммы на счет пользователя. Никаких дополнительных сборов за пользование системой не взимается.

Зарегистрированные в австрийской системе пользователи из соседней Швейцарии также имеют возможность оплачивать проезд по дорогам Австрии, используя сервис TOLLTOGO. Им не надо приобретать новое бортовое устройство, достаточно получить специальный чип в Таможенном управлении Швейцарии и вставить его в швейцарское устройство перед въездом в Австрию.

Сервис TOLLTOGO входит в консорциум EasyGo, который объединяет владельцев грузовиков более 3,5 т. из Германии, Австрии, Дании, Швеции и Норвегии. Бортовое устройство, полученное в Германии или Австрии, позволяет воспользоваться платными дорогами в Дании, Швеции и Норвегии, а также паромами, курсирующими между Данией и Швецией или Данией и Германией. Для оплаты проезда по этим странам достаточно иметь одно бортовое устройство и оплачивать единый счет через оператора системы в своей стране. Уточнить, на каких пунктах можно воспользоваться бортовым устройством в скандинавских странах, можно по ссылке: http://easygo.com/en/countries

 

 

Платные дороги в Дании, Швеции, Нидерландах и Люксембурге, Латвии и Литве

Дания, Швеция, Нидерланды и Люксембург входят в группу стран, где для оплаты проезда грузовиков свыше 12 т. используется специальная маршрутная карта, евровиньетка (Evrovignette). По методу виньетки работают также дороги в Латвии и Литве.
Заказать виньетку можно через сервис на сайте системы, через мобильное приложение или в пунктах продажи, например, на бензозаправках. А оплатить – на этих же ресурсах кредитной картой, топливной картой или наличными.

 

 

Платные дороги в Бельгии

Бельгия до 1 апреля 2016 составляла компанию этим четырем странам. Но с введением системы Viapass все изменилось. Весь автотранспорт свыше 3,5 тонн теперь оплачивает проезд по бельгийским дорогам в зависимости от пройденного расстояния, типа дороги (автомагистраль, региональная или местная), веса и экологического класса автомобиля, используя бортовое устройство.
В большинстве стран Европы пожарные бригады, военные, машины скорой помощи и полиции не платят за проезд по платным дорогам. Под эту же категорию в Бельгии попали тракторы, которые используются в сельском хозяйстве, лесозаготовках и рыбоводных хозяйствах.
Satellic – единственная компания, управляющая системой платных дорог в Бельгии. Создавая свою систему, Бельгия исходила из решений Евросюза о создании единой системы платных дорог в Европе и отталкивалась от опыта других стран, где аналогичные системы работают не первый год.
Здесь действует такой же процесс регистрации владельцев автотранспорта на портале управляющей компании, как в России, Германии или Австрии. После регистрации водители получают бортовое устройство в безвозмездное пользование, но оплачивают страховой депозит – 135 евро. Возвращаешь устройство в целости и сохранности – получаешь депозит обратно.
Пользователи системы в Бельгии могут сами выбирать более приемлемые для них методы оплаты: авансовый и постоплатный.
Внести предоплату на портале можно:

  • кредитной или дебетовой картой;
  • топливной картой;
  • банковским переводом.

При оплате дорог в сервисном центре принимают:

  • кредитные и дебетовые карты;
  • топливные карты;
  • наличные.

Оплатить проезд по факту как на портале, так и в сервисном центре можно только:

  • кредитной картой;
  • топливной картой.

 

 

Платные дороги во Франции, Италии, Испании и Португалии

В странах юго-западной Европы – Франции, Италии, Испании и Португалии – оплата за проезд по платным дорогам проходит через единую систему Telepass EU с использованием одного бортового устройства. В эту же систему включен проезд по туннелю Liefkenshoek в Бельгии и отрезок дороги Краков – Катовице в Польше.
Управляющие компании в каждой стране свои. Например в Испании их 40, все они частные, созданы по территориальному принципу и отвечают за участки дороги, расположенные в пределах определенной автономии или провинции. Средства, которые система собирает с участка дороги в ведении того или иного оператора, направляются на его счет.
Грузовики с массой более 3,5 т. и автобусы обязаны оплачивать проезд по платным дорогам Франции, Испании, Италии и Португалии. Исключение составляют машины скорой помощи, полиции, пожарные бригады и военные автомашины и техника.
Активация устройства во Франции, Италии, Испании или Португалии обойдется в 10 евро, ежемесячная абонентская плата за пользование – от 2 евро в Португалии до 6,4 евро во Франции. После регистрации на сайте системы пользователь получает бортовое устройство по почте на указанный им адрес.

Метод оплаты по дорогам, входящим в систему Telepass EU, – постоплата.
Владельцы грузовиков (автобусов) получают общий счет за использование платных дорог два раза в месяц за предыдущий период. Оплатить счет можно:

  • банковским переводом со счета;
  • кредитной картой:
  • топливной картой.

Единая система оплаты дает пользователям скидки при проезде по платным дорогам – от 13 % в Италии и Франции до 50% в Испании. В Испании владельцы грузовиков вправе требовать возврата НДС с сумм, оплаченных за проезд за пределами страны, это происходит при предъявлении платежных документов из системы Telepass.

 

 

Платные дороги в Польше

На территории Польши не все дороги платные, первоначальный охват – примерно 1,6 тыс. км дорог. Система viaTOLL для оплаты дорог в Польше была введена в действие с 1 июля 2011 года. В рамках этой системы плата за километр была введена для всех автобусов, а также автомобилей с максимальным разрешенным весом более 3,5 т. Причем как для польских, так и для транзитных перевозчиков.
Оплата взимается в автоматическом режиме при помощи бортовых устройств беспроводной связи ближнего радиуса действия. Сигнал считывается приемником, который установлен на навесной ферме над дорогой. Автомобиль проезжает определенный отрезок платной дороги, и устройство автоматически списывает средства за этот участок, о чем водитель получает сигнал на своем устройстве.
Впрочем, в работе системы было слишком много сбоев, что заставило Главную контрольную палату Польши настоять на введении дифференцированных тарифов. В частности, на тариф теперь влияет, как и в Германии, экологический класс транспортного средства, а также класс самой дороги. Минимальная плата в итоге составляет 0,16 злотых (примерно 2,62 руб.), а максимальная – 0,53 злотых (около 8,67 руб.).

 

 

Платные дороги в Великобритании

А как оплачивают проезд по платным дорогам владельцы грузовых автомобилей, преодолевших Ла-Манш и оказавшихся в Великобритании?
Великобритания отличается от континентальной Европы не только левосторонним движением, но и своим подходом к оплате дорог, где с 1 апреля 2014 года здесь действуют новые правила и тарифы за проезд грузовиков более 12 т. по платным дорогам и мостам.
Машины, зарегистрированные в Великобритании, оплачивают проезд по платным дорогам одновременно с уплатой транспортного налога. Для этого создано Агентство по лицензированию водителей и автомобилей (Driver & Vehicle Licensing agency, DVLA).
Машины, зарегистрированные в других странах, оплачивают проезд по платным дорогам до того, как пересекут границу Великобритании. Критерием оплаты служит время, проведенное автомобилем на территории страны: сутки, неделя, месяц или год. При оплате на более длительный срок предусмотрены скидки. Так, нахождение на территории Великобритании в течение суток обойдется владельцам грузовиков в 10 фунтов, годовой абонемент – в 1000 фунтов.
Операции по получению лицензий на проезд грузовых автомобилей, оплате налогов, акцизов и сборов за проезд по платным дорогам осуществляются на портале государственных услуг Великобритании.
Чтобы оплатить сбор, необязательно быть зарегистрированным пользователем. Тем не менее регистрация на портале дает компаниям-владельцам автомобилей преимущества. Они могут:

  • оплачивать сборы быстрее;
  • изменять даты начала поездки (минимум за 1 сутки до начала поездки);
  • оплачивать проезд на срок более одного месяца;
  • отслеживать историю платежей;
  • регистрировать новые автомобили и управлять автопарком;
  • делегировать права администратора аккаунта третьим лицам.

Для расчета суммы проезда пользователь вводит данные автомобиля: номерной знак, страну регистрации а/м, экологический класс, дату въезда и выезда с территории Великобритании.
Оплатить дорожный сбор можно любым из предложенных способов:

  • кредитной или дебетовой картой;
  • топливной картой;
  • банковским переводом;
  • переводом с личного счета;
  • через систему платежей PayPal.

На платных дорогах в Великобритании установлены автоматические системы распознавания номеров, так что владелец автомобиля незаконно пробравшегося на платную дорогу автомобиля получит соответствующий штраф по почте в стране регистрации. Размер штрафа – до 300 фунтов.
Владельцы грузовых автомобилей, зарегистрированных в Великобритании, получают налоговые льготы в виде снижения ставки транспортного налога. Таким образом, 90 % владельцев не ощущают дополнительного бремени от введения платы за проезд по платным дорогам и мостам.

 

 

Платные дороги в Республике Беларусь

В Белоруссии также действует сеть платных дорог. Оплачивать эти дороги можно с помощью электронной системы BelToll.
Оплачивать дороги в Белоруссии обязаны:

  • легковые автомобили массой ≤ 3,5 т, зарегистрированные не в таможенном союзе;
  • все транспортные средства массой > 3,5 т.

 

 Дорога
Участок дороги, км
Платный отрезок, км

М-1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки)

609

609

М-2 Минск – Национальный аэропорт Минска

15 – 42

27

М-3 Минск – Витебск

9 – 41

32

М-4 Минск – Могилев

16 – 192

176

М-5/Е 271 Минск – Гомель

21 – 130

109

М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница республики Польша (Брузги)

12 – 57

45

М-6/Е 28 Минск – Гродно – граница республики Польша (Брузги) / Щучин – Гродно

214 – 287

73

М-7/Е28 Минск – Ошмяны – граница с республикой Литва (Каменный лог)

57 – 148

91

Р-1 Минск — Дзержинск

8 – 35

27

 

Как устроена система платных дорог в Белоруссии?

Для проезда по платным белорусским дорогам необходимо бортовое устройство. Залог за пользование устройством, которое владелец автотранспорта получает в пункте обслуживания клиентов – 50 евро.
Для владельцев небольшого автопарка предпочтительный способ оплаты проезда – предоплата. На каждый грузовик заключается отдельный договор, минимальный баланс средств на договоре – 25 евро, максимальный остаток – 350 евро.
Пополнить баланс можно:

  • наличными в белорусских рублях в пункте обслуживания клиентов;
  • банковскими картами VISA, MasterCard, Белкарт;
  • топливными картами.

Для постоплатной схемы владелец автотранспорта регистрируется в системе через эмитентов топливных карт. В этом случае он заключает единый договор на весь автопарк. Сумма залога за пользование бортовым устройством и оплата проезда списываются с баланса топливной карты, привязанной к банковскому счету владельца.

 

Сколько стоят платные дороги в Республике Беларусь?

Плата за проезд по платным дорогам в Беларуссии начисляется в зависимости от типа и массы транспортного средства.

 

цены на платную дорогу в Беларуси

Например на маршруте от Москвы до Бреста на белорусском участке дороги длинной 609 км за грузовой автомобиль, стандартную еврофуру, 5 осей, придется заплатить 88,305 евро в одну сторону.

карта платного участка платной дороги в Беларуси

 

 

Платные дороги в России

В России взимается плата за проезд по отдельным участкам дорог федерального и регионального уровня, расположенных в Московской, Ленинградской, Воронежской, Липецкой, Тульской, Тверской и Псковской областях, а также в Санкт-Петербурге.
Но с появлением системы «Платон», введенной в действие 15 ноября 2015 года, именно на нее приходится основная нагрузка для владельцев большегрузных автомобилей. Эта система заключается во введении дополнительного сбора с автомобилей массой свыше 12 т на федеральных трассах. Общая протяженность дорог в России составляет более 500 тыс. км, из них около 10 % – федеральные трассы.

 

Почему вводят плату за проезд с грузовых автомобилей

Источники пополнения Дорожного фонда России – транспортный налог и топливные акцизы. Однако для ремонта и содержания дорог в стране этих поступлений недостаточно, поэтому государство постоянно субсидирует Дорожный фонд. Это означает, что дороги строятся и ремонтируются за счет всех налогоплательщиков, а не только тех, которые эти дороги используют. Владельцы легковых автомобилей, а таких в стране 40 млн, взяли на себя бóльшую часть бремени по уплате транспортного налога и топливных акцизов, чем владельцы грузовиков которых в нашей стране около 2 миллионов. При этом вред, который наносят легковые автомобили дорогам, несопоставим с ущербом, что наносят дорожному полотну грузовые автомобили массой более 12 т: ведь чем тяжелее автомобиль, тем больше он давит на дорогу. К тому же владельцы миллиона 12-тонников, зарегистрированных в России, не просто возят себя любимых, но еще и зарабатывают на использовании дорожной инфраструктуры, осуществляя коммерческие перевозки.
В основе всех существующих систем взимания платы за проезд по дорогам лежит справедливый принцип: платит тот, кто активно использует дорожную инфраструктуру и наносит дорогам больший ущерб. И платит налог не по усредненной ставке, а оплачивает фактически пройденное расстояние с учетом веса транспортных средств, а в большинстве стран и с учетом экологического класса автомобилей.
Решить вопрос пополнения Дорожного фонда простым увеличением акциза на дизельное топливо, которое используют грузовые автомобили, было бы несправедливо. При этом пострадали бы владельцы дизельных легковых автомобилей. А поднять топливный акциз только для владельцев 12-тонников технически невозможно.
Логичным решением проблемы стало введение платы за проезд по федеральным трассам для владельцев только большегрузных автомобилей. Так к двум источникам пополнения Дорожного фонда – топливным акцизам и транспортному налогу – добавился еще один.

 

Российская система оплаты дорог «Платон»

По версии разных чиновников, обсуждение системы, которая в итоге и стала «Платоном», началось еще в 2011 году. Формальным основанием для таких утверждений является Федеральный закон № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 6 апреля 2011 года (с изменениями и дополнениями от 4 октября 2014 года).
Именно в этом документе появилась норма, требующая введения специальных сборов с грузовых автомобилей с максимальной разрешенной массой более 12 т. Задача такого сбора, в соответствии опять-таки с указанным законом, – возмещение того ущерба, который причиняют грузовые машины автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Это требование носило отложенный характер и должно было вступить в силу только с 15 ноября 2015 года.
Как правило, законы у нас мало кто читает (по крайней мере, в оригинале), поэтому в общественное поле эта тема вышла только в начале 2015 года. Именно тогда перевозчикам, транспортным и логистическим компаниям стало вдруг понятно, что государство действительно собирается выполнить давно принятый закон, и до 15 ноября осталось не так уж много времени.
Размер оплаты определяется специальным постановлением Правительства РФ. Первоначально она была установлена на уровне 3,73 рубля за километр пути, но после многочисленных акций протеста и критики со стороны профессионального сообщества, правительство уступило и ввело коэффициент 0,41 к этой ставке. В итоге сбор составил около 1,53 рубля.
Для обслуживания всей системы нужна организация-оператор. Она должна предоставлять технические средства, выполнять сбор и аккумулирование оплаты, контролировать передвижение транспорта и обеспечивать выполнение требований закона со стороны перевозчиков. Первоначально планировалось, что такой оператор будет выбран на конкурсной основе и, скорее всего, из числа компаний с иностранным капиталом как уже имеющих опыт работы в подобной сфере. Однако в итоге решением главы правительства конкурс был отменен из соображений национальной безопасности.
Оператором системы правительство выбрало ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Между ним и Росавтодором был заключен договор концессии до 2025 года. При этом концессионер брал на себя обязательства разработать и затем обеспечить устойчивую работу всей системы, обработку и хранение данных. Совладельцами компании-оператора в равных долях являются фонд «РТ-инвест» и сын небезызвестного Аркадия Ротенберга – Игорь.
Проектная компания РТИТС потратила на разработку и внедрение системы около 30 млрд руб. В 2016 году государство планировало выделить 7,93 млрд руб. на оплату услуг оператора системы, а размер ежегодных сборов должен был составить порядка 50 млрд рублей.
Позже эти цифры были скорректированы. В соответствии с постановлением правительства № 1662 базовый размер платы в пользу РТИТС со стороны государства по концессионному соглашению составил 10,6 млрд руб. в год, а предполагаемый размер сборов – около 20 млрд рублей в год, то есть примерно половина собираемых средств пойдет на содержание системы.

 

«Платон» как инструмент государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок

Заявлено, что одним из существенных преимуществ «Платона» и аналогичных систем является возможность сбора статистики транспортных потоков. Установка 2 млн транспондеров на большегрузные автомобили позволит собирать и обрабатывать значительные массивы данных. Анализ такой информации позволяет принимать более эффективные решения в сфере управления дорожной ситуацией, строительстве и других областях. Помимо этого, «Платон» может стать важным инструментом борьбы с незаконными грузоперевозками, включая контрабанду, а также уклонением от уплаты налогов. Немецкая система оплаты дорог, которая взята за образец для «Платона», на наш взгляд более совершенна, и данные она собирает в больших объемах и гораздо более точные.

 

Критика системы «Платон»

Сразу же, как только реализация проекта перешла в практическую стадию, по стране пошли бурные акции протеста. Их организаторы были недовольны всем – и проектом в целом, и каждой его частностью в отдельности.
Среди аргументов, которые приводятся противниками «Платона», стоит выделить следующие:

  • обычно система оплаты дорог вводится в условиях, когда страна обладает плотной многосвязной дорожной сетью, с возможностью проехать по бесплатной дороге;
  • введение дополнительного сбора при сохранении уже существующих увеличивает экономическое бремя для автовладельцев;
  • чиновники ссылаются на оценки экспертов, согласно которым один 12-тонник причиняет дорогам такой же вред, как 50 тыс. легковых автомобилей, но критики системы не согласны с такой оценкой, ведь тариф для большегруза, идущего с максимально допустимым весом и идущего порожняком, не различается;
  • выбор поставщика системы был произведен без конкурса, поэтому стоимость существенно завышена;
  • расходование средств, собранных с помощью системы, вызывает серьезные сомнения;
  • введение системы увеличит уровень инфляции;
  • система очень «сырая» с большим количеством ошибок, и пользоваться ею очень неудобно;
  • слишком большой размер платежа;
  • авансовый характер платежа;
  • необходимость возиться с установкой бортового устройства;
  • необходимость использовать интернет (не все водители могут этим пользоваться).

Рассмотрим каждый из приведенных аргументов.

 

Увеличение бремени автовладельцев

Больше всего перевозчиков возмутило то, что возникло, по их мнению, тройное налогообложение одного и того же объекта в их лице – транспортный налог, акциз на топливо плюс оплата за «Платон».
По некоторым данным, в стране зарегистрировано более 300 тыс. перевозчиков – как компаний, так и индивидуальных предпринимателей. В их распоряжении около 2 млн автомобилей. Это сила, с которой пришлось считаться государству.

В результате борьбы, удалось более чем вдвое скорректировать размер платы за километр пути. От оплаты были освобождены некоторые виды тяжелого транспорта – для перевозки людей, транспортные спецсредства аварийных служб, военная техника. Сейчас за такую же льготу яростно бьются инкассаторы, которые вполне логично не хотят, чтобы фиксировались маршруты их перевозок.
Важным моментом явилось включение оплаты за «Платон» в число расходов, которые уменьшают налог на прибыль.
Также президент России Владимир Путин подписал еще и закон о внесении очередных поправок в систему налогообложения, которые касаются на этот раз транспортного налога. Федеральным законом № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 3 июля 2016 года определено, что владелец автомобиля с разрешенной максимальной массой свыше 12 т вправе получить вычет по данному виду налога. Правда, при условии, что он зарегистрирован в реестре системы «Платон».
Если исчисленная сумма транспортного налога больше платы в систему «Платон», то она уменьшается на размер этой оплаты. Если за «Платон» пришлось уплатить больше, чем сумма транспортного налога, то владелец просто освобождается от уплаты налога. Более того, эта льгота вводится задним числом, с 1 января 2015 года, а с 1 января текущего года авансовые платежи по транспортному налогу не уплачиваются. И такой особый порядок налогообложения установлен пока до 31 декабря 2018 года.

Аналогичные системы оплаты дорог существуют в большинстве стран Европы, причем сбор производится с автомобилей массой от 3,5, а не 12 тонн и размер этих сборов существенно выше. Аргумент об увеличении нагрузки на автовладельцев очевиден, но при объективной оценке его сложно признать убедительным.

 

Причинение вреда дорожной инфраструктуре

Требование закона компенсировать ущерб дорогам, который был причинен тяжелыми машинами, перевозчики и вовсе посчитали нелогичным и несправедливым, хотя именно это и лежит в основе принятого нормативного акта.
Противники такой оплаты в целом и системы «Платон» в частности считают, что Правительством России применяется однобокая система оценки причиненного дорогам ущерба. Ведь если тяжелый грузовик причиняет ущерб дороге, то существующая сплошь и рядом, не имеющая никаких альтернатив плохая дорога (с ямами, непродуманными конструкциями, ужасными обочинами) тоже наносит существенный ущерб грузовым автомобилям.
Очевидный факт для владельцев грузовиков: грузовая резина в Европе выдерживает без замены примерно 200-300 тысяч километров, у нас на родине этот показатель составляет 100-150 тысяч км, то есть вдвое меньше. При этом российские водители грузовиков, особенно частники, не стартуют с пробуксовкой и не тормозят в юз, зорко следят за давлением, а пробег резины – все равно в два раза меньше, чем у европейских коллег.
Причина простая – отвратительное качестве дорог, даже новых. И никто не беспокоится о том, чтобы дорожники компенсировали причиненный перевозчикам вред.
Все, кто ездили по новой платной дороге из Москвы (МКАД) в аэропорт Шереметьево, прекрасно знают: дорога на вид роскошная, но стоит немного отпустить руль, и вы сразу чувствуете сильную вибрацию! А на любой самой узкой дороге, например, в испанской глубинке, никакой вибрации нет и в помине. Увы, это факт: даже коммерческие дороги в России пока строить не умеют – не владеют технологиями, экономят на материалах.
А потому претензии водителей и представителей транспортных компаний вполне логичны: сделайте, как в Польше или Белоруссии, то есть сначала постройте качественную дорогу, а потом берите оплату за передвижение по ней.
Кроме того, противники системы «Платон» обвиняют в незнании элементарных законов физики тех экспертов, по мнению которых один 12-тонник причиняет дорогам такой же вред, как 50 тысяч легковых автомобилей. Очевидно, что вред дорогам причиняет не общий вес автомобиля, а давление, которое он оказывает на 1 кв. см площади дорожного покрытия.
В качестве примера, подтверждающего необоснованность таких оценок, критики системы «Платон» приводят левые полосы тех дорог, на которые выезд грузовикам запрещен. Это относится, например, к КАДу в Санкт-Петербурге. Здесь эти самые левые полосы, запретные для тяжелых грузовиков, изношены значительно больше правых, по которым и двигаются многотонные большегрузы. 
Мнений по этому поводу много. Так, в системе ущерб, наносимый автомобилем, который идет порожняком, приравнивается к ущербу, наносимому большегрузом с максимально допустимым весом. Хотя всем очевидно, что причиненный ущерб при этом различается очень серьезно.

 

Выбор поставщика системы

Выбор системы был произведен решением премьера Дмитрия Медведева без конкурса, что не могло не отразиться на стоимости ее разработки и эксплуатации. Соглашение предполагает эксплуатацию системы в течение 13 лет компанией РТИТС. 50 % акций компании этой компании принадлежит сыну Аркадия Ротенберга (близкого друга президента России Владимира Путина) Игорю. Изначально предполагалось, что «Росавтодор» выберет оператора системы в ходе конкурса. Был проведен предварительный отбор, в результате которого остались три претендента. Но «Ростех» предложил передать контракт своей дочерней компании РТИТС без конкурса, чтобы создать систему исключительно на основе российского программного обеспечения и комплектующих. По мнению госкорпорации, обработка и хранение информации о передвижении грузов не должна осуществляться за границей, иначе возникнет угроза национальной безопасности.
Аргумент «Ростеха» сложно признать убедительным, поскольку участие в создании системы иностранной компании, входящей в один из консорциумов, которые прошли предварительный этап, напрямую не связано с местом обработки и хранения данных. А участие Игоря Ротенберга в капитале компании, которой было отдано предпочтение, вызывает понятное опасение тех, кто видит в этом решении коррупционную составляющую.

 

Назначение и эффективность расходования собранных средств

Часть средств от эксплуатации системы будет перечисляться оператору, остальные поступят в Федеральный дорожный фонд и должны будут использоваться на ремонт федеральных трасс. Но строительство и ремонт автомобильных дорог всех уровней в России отличается низкой прозрачностью. Заказы на проведение работ часто оформляются без конкурсов или на основании фиктивных конкурсов, в которых все участники аффилированы между собой и конкуренция полностью отсутствует. Поэтому сомнения в том, что собранные средства будут эффективно использоваться по назначению и смогут существенно улучшить качество дорог, вполне естественны.

 

Влияние на рост цен

По мнению сторонников системы, ее внедрение способно привести к росту цен не более чем на 1 %. Президент Сбербанка Герман Греф называет цифру в 1,5 %. Некоторые специалисты и участники рынка говорят о более серьезном влиянии, но независимо от итогового эффекта это влияние неизбежно и негативно.

 

Система работает очень плохо

По мнению Германа Грефа (эксперта в IT-технологиях), система была введена с проектными ошибками, которые начались «с самого первого шага». Так участникам системы обязательно необходим компьютер и доступ в интернет. В итоге работа с системой неоправданно усложнена. Пользователи отмечают огромное количество сбоев в ее работе, а также очень неудобный интерфейс. В результате пользователям приходится тратить слишком много времени.

 

Бортовое устройство «Платон»

бортовой блок ПлатонБортовое устройство системы «Платон» выполнено в виде модуля который устанавливается на присосках к лобовому стеклу и питается от розетки прикуривателя.

 

Как работает российская система оплаты дорог «Платон»

Инфраструктура «Платона» включает:

  • центр управления, мониторинга и обработки данных;
  • региональные центры обслуживания пользователей;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчетов;
  • автомобили мобильного контроля;
  • систему стационарного контроля (рамки с оборудованием);
  • интернет-сайт и мобильное приложение;
  • круглосуточный колл-центр;
  • терминалы самообслуживания пользователей;
  • сеть партнерских терминалов оплаты QIWI;
  • бортовые устройства;
  • маршрутные карты.

Вносить оплату за проезд можно двумя способами:

  • покупая маршрутную карту, используя интернет или терминал;
  • используя специальное бортовое устройство.

При покупке маршрутной карты владелец грузового автомобиля предоплачивает разовый маршрут, при использовании бортового устройства оплата списывается со счета владельца за пройденное расстояние по факту.

 

Алгоритм работы системы «Платон»

1. Зарегистрироваться в системе
Вне зависимости от того, будет ли владелец автомобиля приобретать маршрутную карту или устанавливать бортовое устройство, перед началом поездки он должен зарегистрироваться в системе любым удобным способом: через центр поддержки пользователей, на сайте или в мобильном приложении. Владельцы грузовых автомобилей, зарегистрированных за пределами РФ, также должны получить доступ к учетной записи в «Платоне». После того, как владелец автотранспорта зарегистрировался в системе, он получает доступ к Личному кабинету и Лицевому счету.

 

2. Пополнить лицевой счет
Зарегистрированный пользователь пополняет лицевой счет любым удобным для него способом:

  • банковским переводом по реквизитам управляющей компании;
  • банковской картой в личном кабинете или мобильном приложении;
  • банковской картой в терминалах самообслуживания или региональных центрах поддержки пользователей;
  • топливными картами E100 или DKV.

3. Оплатить дорогу одним из двух способов:
   

   3.1. Оформить маршрутную карту
Как только на лицевом счету появились деньги, владелец грузового автомобиля может оформлять маршрутную карту. Этот документ необходимо оформить до начала движения. В маршрутной карте указывают:

  • государственный регистрационный номер автомобиля;
  • номер карты;
  • дату и время выдачи карты, срок ее действия;
  • описание планируемого маршрута и общую протяженность федеральных дорог, включенных в маршрут;
  • размер оплаты.

   3.2. Получить бортовое устройство
Если владелец автотранспорта использует бортовое устройство, денежные средства списываются с лицевого счета автоматически, за фактически пройденное расстояние в сутки. Бортовое устройство оснащено системой навигации GPS/ГЛОНАСС, которая и определяет координаты грузовика и сохраняет в памяти маршрут движения и пройденное им расстояние. Чтобы получить бортовое устройство, владельцу грузовика необходимо взять его в аренду у управляющей компании, подписав договор безвозмездного пользования. А устанавливает и активирует устройство владелец самостоятельно. Бортовое устройство закрепляют за определенным автомобилем, поэтому переустанавливать его на другой автомобиль запрещено.

 

 

 

 

 

 

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных  – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).